|
|
Краткий обзор |
 |
Немного
истории
1986, лето/осень |
Дебют модели. Бензиновые двигатели
954 куб.см (50 л.с.), 1124 куб.см (55 л.с.), 1361 куб.см (65/61
л.с.) |
1987, осень |
Вариант с 5-дверным кузовом хэтчбек,
версии "Спорт" и "GT". Бензиновые двигатели
1361 куб.см (85 л.с.) и 1294 куб.см (95 л.с.) |
1988 |
Дизельный двигатель 1361 куб.см (53 л.с.) |
1991 |
Модификация, версии "4х4"
(бензиновый двигатель "1.4i" (75 л.с.)) и "1.4
GTI" (бензиновый двигатель 1.4i (95 л.с.)) |
1994, осень |
Дизельный двигатель 1527 куб.см (58 л.с.) |
1996 |
Сокращение гаммы двигателей. Остались
бензиновые двигатели 1,0 л (50 л.с.) и 1,1 л (60 л.с.) и дизель 1,5 л (57 л.с.) |
1998 |
Сокращение гаммы двигателей. Остался
только бензиновый двигатель 1,0 л (50 л.с.) |
1999 |
Окончание производства модели. |
|
|
Краткая
характеристика модели |
Еще один
маленький "француз" - Citroёn AX. Хотя уже никому
не дано перещеголять знаменитого "утенка" 2CV, но компании
все же требовался новый маленький хэтчбек, который отвечал бы современным
требованиям безопасности и экологичности. Поэтому в августе 1986
года на рынок вышел главный конкурент Renault 5 - Citroёn AX.
Автомобиль
определенно ориентирован на представительниц слабого пола и для
преимущественной эксплуатации в городах. На первое указывают сиденья,
явно предназначенные для водителей ростом ниже 175 см, и недостаточный
ход передних кресел в салазках, из-за чего высокие водители и пассажиры
чувствуют себя на передних сиденьях не в своей тарелке. А небольшие
расходы топлива практически на всех версиях, кроме форсированных,
и отменная маневренность делают из Citroёn AX весьма привлекательный
транспорт для городских поездок. Но западным владельцам эта модель
нравится не только по причине низких эксплуатационных затрат, а
также из-за просторного для такого типа машин салона и неплохих
ездовых свойств.
Первоначально АХ выпускался только
в четырехдверном варианте, но не это в машине самое главное - низкая
масса (всего 640 кг) и малый коэффициент аэродинамического сопротивления
позволяют 1000-кубовой версии тратить всего 5,6 литра на 100 км
в городском цикле. В целях удешевления производства на модели АХ/ZX
не ставилась знаменитая ситроеновская гидропневматическая подвеска,
и это только играет на руку. Но зато выбор двигателей мог озадачить
самого искушенного автолюбителя - один только 1,4-литровый бензиновый
двигатель имел шесть различных мощностных версий - 60/65/70/75/80
и 85 л.с. Также 1,4-литровый был и дизель - 53 л.с. Спортивная модификация
GTi оснащалась 100-сильным двигателем на базе того же 1,4-литрового
мотора.
Официально на момент дебюта силовой
ряд модели составляли три бензиновых двигателя: 1,0 л/50 л.с., 1,1
л/55 л.с. и 1,4 л/65 л.с. Тем не менее даже литровый мотор не был
слабым для автомобиля, чья масса в полностью загруженном состоянии
не превышала 1050 кг. А по части экономичности с этим двигателем
и вовсе не сравнится ни один конкурент. В 1987 году бензиновая силовая
гамма была расширена за счет форсированных двигателей 1,3 л/95 л.с.
и 1,4 л/85 л.с., которыми комплектовались версии Sport и GT соответственно.
Однако с увеличением мощности вырос и "аппетит", а также
снизилась долговечность, так что целесообразность покупки спортивных
модификаций Ситроен AX представляется сомнительной.
53-сильный дизель объемом 1,4 л появился
в силовом ряду Ситроен AX в 1988 году, но опять-таки в первые
годы выпуска этот мотор показывал себя ненадежным. Как и бензиновые
двигатели, 1,4-литровый дизель и его преемник (дебют в 1994 году,
объем 1,5 л, мощность 58 л.с.) знамениты рекордно низким расходом
топлива и неоднократно становились победителями по экономичности
во время различных сравнительных испытаний с другими автомобилями
особо малого класса.
Официально Citroёn AX был снят с
производства в 1998 году, хотя еще в 1999-м модификация с бензиновым
двигателем 1,0 л продолжала выпускаться.
|
Отзывы
по результатам эксплуатации |
Хрупкий
на вид, этот маленький "Ситроен" на деле показывает
хорошую долговечность механики, имеет неплохие технические характеристики,
скромный "аппетит", отличную устойчивость на дороге и
невысокую стоимость. Citroёn AX был представлен в 1987 году,
однако наибольший интерес для белорусских автолюбителей должны представлять
машины, выпущенные после модернизации 1991 года, когда наряду с
улучшением внешнего вида, отделки салона и комплектации дополнительным
оборудованием Citroёn AX избавился от многих недостатков,
отмечавшихся на машинах первых лет выпуска. А дефектов, которыми
до модернизации "грешил" АХ, наберется немало, поэтому
этот автомобиль никогда не занимал подобающее своему французскому
имиджу место в рейтингах надежности.
Металл
кузова кажется легким, однако с коррозией не возникает никаких проблем.
Правда, боковые части кузова плохо защищены от ударов камней и в
подержанных автомобилях часто требуют пристального внимания при
осмотре. Кроме того, в машинах выпуска 1987-88 гг. отмечены: появление
пузырьков воздуха в ветровом стекле после 3-6 лет эксплуатации,
небольшое затекание воды в салон по уплотнителю ветрового стекла,
плохое крепление декоративных колпаков колес и непрочность дверных
замков (с марта 1991 г. устанавливаются новые дверные ручки и новые
замки). Кроме того, плохо закрывается задняя дверь (проблема решена
с февраля 1988 г. путем замены ее защелки). В версиях "GT/Спорт"
имеет место отслоение лака от поверхности алюминиевых дисков колес
и последующее окисление дисков.
Несмотря
на компактные габариты автомобиля, его салон достаточно просторен,
хотя отделка неважная и не впечатляет. Оборудование (в частности,
в машинах первых выпусков) явно недостаточное по сравнению с тем,
что имеется у конкурентов. Приличная отделка начинается только с
1992 г. Имеется хороший доступ к заднему сиденью, а передние сиденья
не только откидываются и сдвигаются, но и "запоминают"
свое положение. Но у передних сидений недостаточно высокие спинки,
и это особенно ощущают водители и пассажиры ростом свыше 175 см.
Недостаток устранен в версиях "Спорт" и "GTI"
(в них установлены сиденья анатомического типа), а также на некоторых
других версиях (например, "Спот").
В автомобилях выпуска 1987 г. салазки сидений слишком короткие,
и как результат - снова неудобства для людей ростом более 175 см
(положение улучшилось с мая 1987 г.). В машинах выпуска 1987-88
гг. иногда пропадает фиксация сидений в продольном направлении,
в машинах выпуска 1987-91 гг. сиденья становятся дряблыми после
пробега 50.000-80.000 км, а в автомобилях всех годов выпуска имеет
место увеличенный люфт спинок передних сидений (особенно в трехдверных
вариантах).
Во многих машинах возникает дребезжание
в салоне, особенно в его задней части (часто в зоне задней полки),
обивка принимает "застиранный" вид. Кроме того, плохо
закрывается вещевой ящик, затруднена работа рукояток управления
системой вентиляции салона. После модернизации внешнего вида в 1992
г. ощущается явное улучшение положения: большинство перечисленных
дефектов исчезли.
Уровень шума в салоне очень высок
в спортивной версии и всех машинах с дизельными двигателямию. В
целом, "Ситроен-АХ" имеет плохую шумоизоляцию,
несмотря на определенный прогресс с 1992 г. Но подвески приятные,
особенно для такого небольшого автомобиля; пассажирам очень удобно
в салоне, и они не испытывают неприятного дискомфорта даже при езде
по плохим дорогам. В экземплярах выпуска 1987-88 гг. отмечена серия
отказов амортизаторов (с марта 1990 г. все машины комплектуются
амортизаторами другого типа).
Рулевое управление даже на машинах, не имеющих гидроусилителя, позволяет
легко изменять направление движения, за исключением поворота руля
на остановленном автомобиле. В авто выпуска 1989-90 гг. иногда встречаются
отказы насоса гидроусилителя. Кроме того, на машине серийно установлены
довольно узкие шины (135 мм), и ясно ощущается тенденция к блокировке
тормозов.
Несмотря на ограниченный объем устанавливаемых
двигателей, из-за малого веса автомобиль показывает хорошие скоростные
характеристики, разгон у него гораздо лучше, чем у многих "одноклассников",
а впечатление от езды за его рулем весьма благоприятное, за исключением
версии "10Е".
Надежность и срок службы механики
также очень неплохие. Лишь первые дизельные версии выглядят менее
надежными. Правда, несмотря на это, недостатков в силовой части
много. Так, в автомобилях выпуска 1987-91 гг. с бензиновыми двигателями
затруднен запуск силового агрегата, особенно в прогретом состоянии
(проблема решена с февраля 1990 г.), а в автомобилях выпуска 1987-90
гг. с агрегатами объемом 1124 и 1360 куб.см наблюдались случаи разрыва
ремня привода ГРМ, что приводит к выходу двигателя из строя (проблема
решена с мая 1990 г.: изменен профиль ремня).
В машинах выпуска 1987-88 гг. отмечено
несколько случаев чрезмерного расхода масла после пробега примерно
70.000 км из-за износа поршневых колец (устранено с марта 1988 г.
путем установки поршней другого типа). В автомобилях выпуска 1987
г. установлен хрупкий впускной коллектор, а в версии "Спорт"
часто нарушаются регулировки обеих камер карбюратора, и как следствие
- неустойчивость холостого хода, затрудненный запуск горячего двигателя,
провалы в режиме ускорения, ярко выраженная тенденция остановки
двигателя при движении в условиях городских пробок. В связи с этим
постоянно требуется регулировка и особенно точная синхронизация
работы всех систем (необходимость в очередной регулировке возникает
уже после пробега 2000 км в условиях городской езды). Проблема частично
решена с 1990 г.: изменена конструкция карбюратора и всей впускной
системы.
В машинах выпуска 1987 гг. и первых
выпусков 1988 г. отмечены дефекты электронного блока системы зажигания
(устранено в сентябре 1987 г.). Особенно остро (вплоть до остановки
двигателя) это чувствуется в версии "11". В версии "1.4D"
выпуска 1989-93 гг. после пробега около 80.000 км возникает повышенное
потребление масла из-за плохих поршневых колец. С 1991 года устанавливаются
кольца иного типа, что частично решило проблему (полностью недостаток
был устранен лишь в 1994 г.).
В автомобилях выпуска 1989-90 гг.
возникают нарушения в работе системы охлаждения вследствие попадания
воздуха в охлаждающую жидкость; особенно ярко это происходит в случае
коротких частых поездок (охлаждающая жидкость не успевает нагреться
до нужной температуры). Из-за этого имеется опасность перегрева
двигателя, повреждения прокладки головки цилиндров и самой головки.
Следует проявлять особую осторожность при покупке автомобиля, двигатель
которого подвергался ремонту без проверки системы охлаждения. В
марте 1990 г. конструкция системы охлаждения была пересмотрена на
заводе-изготовителе, и ее надежность - повышена. Кроме того, ненадежна
сама прокладка головки цилиндров (в автомобилях выпуска до 1992
г.; с октября 1991 г. устанавливается другая прокладка). В некоторых
машинах выпуска 1995 г. с 1,4-литровым дизельным двигателем отмечена
утечка масла по прокладке головки в интервале пробега 20.000-30.000
км. Проблема решена с марта 1995 г.: с этого времени устанавливается
прокладка нового типа (с гарантией). В машинах выпуска 1987-90 гг.
с бензиновыми двигателями возможна утечка отработавших газов по
прокладке выпускного коллектора после 70.000-90.000 км пробега,
а иногда (хотя и очень редко) коллектор растрескивается.
Кроме всего прочего, есть несколько
недостатков и в электрооборудовании. Так, в автомобилях выпуска
1987-91 гг. отмечены различные неисправности электростеклоподъемников,
неполадки освещения контрольных приборов. В машинах выпуска 1987-88
гг. иногда теряется контакт в замке зажигания, что затрудняет запуск
двигателя (дефект устранен с марта 1988 г.), а в автомобилях выпуска
1987-93 гг. дает неточные показания указатель уровня топлива.
Вообще распределение отказов можно
представить примерно следующим образом.
Если двигатель и его системы собирают более трети всех отказов,
то другая треть приходится на электрооборудование. Теряется контакт
в замке зажигания (до 1989 г), отказывает освещение контрольных
приборов (до 1993 г), случаются неисправности электростеклоподъемников
(до 1992 г), а указатель уровня топлива выдает неточные показания
(до 1993 г.).
|
Что выбрать? |
Версия
"11" (с 1,1-литровым двигателем) имеет самый низкий
расход топлива среди всех бензиновых версий, а технические характеристики
у нее лучше, чем у версии "10" (1,0-литровой), но несколько
более ограниченны при езде по шоссе.
Версии "14 TRS/TZX/Аллюр": внешний вид и качество
внутренней отделки лучше, чем в предыдущих версиях, очень хороший
75-сильный двигатель.
Также хороша и версия "GT Вулкан".
Версия "GTi" после модернизации кузова заменила
"Спорт". Она комплектуется новым двигателем с системой
впрыска топлива, более гибким и менее "капризным" при
ускорении, имеет высокую надежность. Полноприводный вариант не имеет
выдающихся качеств, но весьма удобен при езде по плохим дорогам.
Если вы собираетесь покупать версию "14D" (с 1,4-литровым
дизельным двигателем), советуем отдать предпочтение автомобилям
выпуска 1992-94 гг.: они имеют более надежный двигатель и лучшую
отделку салона.
Расход
топлива очень мал во всех машинах, а автомобиль, оборудованный дизельным
двигателем объемом 1,4 л, вообще стал чемпионом мира в этом плане,
причем, помимо низкого расхода топлива, он имеет очень низкий коэффициент
возникновения неисправностей, а запасные части к нему довольно дешевы.
При покупке следует выяснить, подвергалась
ли машина антикоррозийной профилактике. Если нет, то на Citroёn
AX первых лет выпуска можно ожидать коррозию по днищу, колесным
аркам и нижним кромкам дверей. У более поздних AX коррозийные проблемы
еще впереди. Рекомендуем обратить внимание на работу дверных замков
- до 1991 года они нередко ломались. На этих же машинах могут возникнуть
проблемы с фиксацией сидений в продольном направлении, а сами сиденья
- оказаться просиженными. Надо знать, что у многих владельцев AX
имелись претензии как к качеству лобовых стекол, так и их уплотнениям
(через уплотнения возможно просачивание воды в салон).
|
|
|
|
|
|