Фотогалерея
|
 |
 | |
|
Краткий обзор |
 |
История выпуска модели
1991, март | Начало производства модели
в версии 5-ти дверного хэтчбэка. Двигатели 1,0; 1,1; 1,4; 1,8; 2,0 литра |
1992, октябрь | Появление версии 3-х
дверный хэтчбэк. |
1992, ноябрь | Версия универсал "Break" |
1994 | Рестайлинг модели, Бензиновый двигатель 2,0 16V. |
1996 | Легкий фэйслифтинг. |
1998 | Окончание производства, замена модели на Ксара |
| В конце
80-х годов компания Citroёn переживала не лучшие времена.
Спад покупательского спроса на автомобили с двумя шевронами на фальш-решетке
радиатора требовал модернизации старых и быстрого внедрения новых
моделей. Что, собственно, и случилось в 1991 году, когда французы
коренным образом модернизировали выпускавшийся с 1986 года Citroёn
AX и поставили на производство новинку - Citroёn ZX.
Извечный вопрос - настоящий ли это Citroen? Этим странным вопросом
любители данной марки автомобилей задаются при появлении каждой
новой модели.
У настоящего Citroen должна быть гидропневматическая подвеска.
У ZX ее нет. Но за всю 50-летнюю историю ситроеновской гидропневматики
компактные машины никогда ею не оснащались. Именно поэтому все без
исключения маленькие Citroen находятся как бы на обочине
"настоящей" модельной гаммы. И вынуждены бороться за звание
"настоящего Citroen" другими способами.
Предшественник модели ZX, Citroen GS, во времена своей
"молодости" был суперпопулярен. И главная задача, которую
поставили для себя инженеры при разработке преемника - не навредить.
ZX создавался с оглядкой на предшественника. Но в итоге ZX
получился совершенно новым автомобилем, даже внешне не похожим на
прежнюю модель.
Первый Citroen ZX сошел с конвейера 16 марта 1991 года. Это
был автомобиль с 5-дверным кузовом хэтчбек. В конце 1992 года появился
3-дверный вариант, затем универсал ZX Break (ноябрь 1993
г.). В июле 1994-го - рестайлинг модели. Вместо "глухой"
облицовки радиатора появилась фальшрешетка с эмблемой посередине,
как на Xantia и XM тех лет. До 1997 года, когда ZX был заменен
на Xsara, было продано более полутора миллионов автомобилей. Впрочем,
модель выпускается до сих пор - в Китае, на совместном предприятии
Donfeng-Citroen.
Кстати, теперь уже немногие помнят Citroen ZX Rallye Raid
с кузовом из кевлара и углепластика, который в 1992-1996 годах трижды
побеждал в ралли "Париж - Дакар".
|
Краткая характеристика модели |
ZX не выглядит
как автомобиль-ракета. И профиль у него не такой стремительный,
как у ХМ, но все же это Ситроен. При этом пятидверные Citroen
ZX собирали только во Франции, а трехдверные - в Испании, там
же выпускалась ограниченная "гоночная" серия ZX 16V.
Универсал Citroen ZX Break, один из самых удачных в гольф-классе
тех лет. Дополнительные 20 см длины по сравнению с базовым хэтчбеком
пошли впрок: объем багажника составляет 490/1580 литров против 325/1145
литров у хэчтбека. Автомобиль действительно очень просторный, неплохо
оснащен, у него великолепная обзорность и хорошая экономичность:
даже самая мощная бензиновая версия в среднем потребляет 9,4 л/100 км.
Базовых уровней оснащения было четыре. Самый простой - Reflex.
Посередине - Advantage. Наверху гаммы - Aura. Существовала
еще спортивная версия Volcane с мощными моторами и максимальной
комплектацией. Но на вторичном рынке такие машины почти не встречаются.
Как это принято у Citroen, гамма модификаций была расширена
за счет множества ограниченных серий и специальных исполнений. Allure,
Audace, Flash, Fugue, Miami, Prestige - все эти версии имели
специфические отличия от стандартной номенклатуры: спортивные рули,
эксклюзивные материалы обивки салона, тонированные стекла и другие
приятные особенности.
У Citroёn ZX немало достоинств. Это, прежде всего, достаточно
высокая коррозийная стойкость кузова благодаря тому, что часть кузовных
деталей была оцинкована. Это также высокая устойчивость автомобиля
на дороге, чему способствует задняя подвеска с эффектом самоподруливания.
Это, наконец, комфорт и практичность.
Выпуск модели действительно поправил положение Citroёn на
рынке, однако спешка, сопровождавшая подготовку производства ZX,
аукнулась покупателям тем, что автомобили первых лет выпуска имели
целый ряд конструктивных и технологических недоработок, устранением
которых инженерам компании пришлось заниматься вплоть до конца 1994 года.
Что не самым приятным образом удивило первых владельцев новых автомобилей?
Например то, что при заявленной заводом-изготовителем емкости топливного
бака 56 литров, в него никак не получалось заправить более 45-ти,
и бак оказывался пустым задолго до того, как об этом начинал сигнализировать
указатель уровня топлива. А все дело заключалось в неправильно организованных
внутренних перегородках, из-за чего в баке всегда оставался резерв,
недоступный для топливоприемника.
Но если этот недостаток нельзя считать существенным, хотя он заметно
снижал автономию автомобиля, то о перетирании тормозных трубопроводов
о стабилизатор поперечной устойчивости или о касании пружиной подвески
колесной арки при повороте руля до упора (только на автомобилях
без гидроусилителя) этого уже не скажешь.
Кроме того, следует отметить неудачное расположение генератора и
проводки электрооборудования вблизи выхлопного коллектора, где действие
высоких температур отнюдь не прибавляло этим деталям долговечности.
Владельцы ZX любят рассказывать о поразительном просторе
внутри. Конечно, пространство в салоне - величина крайне субъективная
и напрямую зависящая от вашего роста и объема талии. И все же ZX
миниавтомобилем не является. Колесная база - 2540 мм. Достойный показатель.
Задний диван некоторых машин обладает замечательной способностью
двигаться взад-вперед, таким образом регулируя объем багажника -
уникальное решение по тем временам. Сиденья по-французски мягкие,
хоть и слегка поскрипывают. Спинка заднего дивана в версиях Advantage
и Aura откидывается целиком. Еще одно приятное решение -
в обоих солнцезащитных козырьках ZX есть зеркала. И не стоит
расценивать это как намек на "дамский автомобиль". Более
дорогие Xantia и XM "женскими" отнюдь не считаются, но
у них такая опция тоже есть. Кстати, совершенно не "дамское",
но традиционное для французских автомобилей решение - размещение
запасного колеса под днищем багажника. С одной стороны, это хорошо,
ведь багажник получает нормальный ровный пол и при замене колеса
не нужно вытряхивать всю поклажу на асфальт. С другой стороны, защитный
кожух на "запаске" не может полностью уберечь ее от грязи,
и процесс замены колеса зимой, в слякоть и мокрый снег грозит стать
очень неприятным.
ДВИГАТЕЛИ. Бензиновых было шесть.
- 1,1 л (60 л.с.) моновпрыск ;
- 1,4 л (75 л.с.) моновпрыск ;
- 1,6 л (90 л.с.) c распределенным впрыском был доступен для Aura.
- 1,8 л (103 л.с.) c распределенным впрыском - для спортивной трехдверной ZX Furio;
- 2,0 л (122 л.с.) c распределенным впрыском для версии Volcane;
- 2,0 л. 16V 150 л.с.
Дизели PSA (Peugeot/Citroen) всегда
были одними из лучших в мире. На ZX устанавливали три варианта.
- атмосферный 1,8 л (60 л.с.);
- атмосферный 1,9-литровый, мощностью 71л.с.;
- турбо 1,9-литровый, мощностью 90 л.с.
Моторы - просто супер. Сверхнадежные и очень экономичные.
В 1996 году модель претерпела некоторый косметический ремонт.
В целом автомобиль достаточно успешно выпускался в течении почти 9
лет, до тех пор, пока в производственной гамме, в 1998 году его не сменила Ксара.
|
Отзывы по результатам эксплуатации |
Большой
выбор силовых установок по литражу, виду топлива, мощности, а соответственно
большое количество модификаций автомобиля, позволяет сделать правильный
выбор любому покупателю. После некоторой стилистической модернизации
и обновления модельного ряда в 1996 году CITROЁN предлагает 42 модификации ZX.
Однако верное решение - выбирать этот автомобиль из того, что было
выпущено после 1994 года. ZX первых лет выпуска (1991 - 1994
годы) имели целый набор конструктивных и технологических недоработок.
Вот они - перетирание тормозных трубопроводов о стабилизатор поперечной
устойчивости, касание пружиной подвески колесной арки при повороте
руля до упора (только на автомобилях без гидроусилителя), неудачное
расположение генератора и проводки электрооборудования вблизи выхлопного
коллектора, где действие высоких температур отнюдь не прибавляло
этим деталям долговечности.
После пробега ZX первых лет выпуска 100-120 тыс. км выяснилось
также, что оставляет желать лучшего надежность коробки передач.
К этому времени изнашивались синхронизаторы пятой передачи и шестерни
первой передачи и заднего хода, а также начинали выкрашиваться зубья
венца маховика.
Немало нареканий вызывало качество сборки - уплотнители дверей и
стекол нередко пропускали воду (в сильный дождь вода затекала в
салон даже через лобовое стекло), а наружные молдинги - отклеивались.
Из-за неправильно организованных внутренних перегородок в топливном
баке всегда оставался резерв, недоступный для топливоприемника,
поэтому при заявленной заводом-изготовителем емкости топливного
бака 56 литров в него никак не получалось заправить более 45-ти,
и бак оказывался пустым задолго до того, как об этом начинал сигнализировать
указатель уровня топлива.
С большинством этих недостатков инженеры и технологи Citroёn
справились к 1994 году, и тогда на первый план вышли достоинства,
присущие модели ZX. Это, прежде всего, достаточно высокая
коррозийная стойкость кузова, которую определяет оцинковка части
кузовных деталей автомобиля. Это также высокая устойчивость ZX
на дороге, чему способствует задняя подвеска с эффектом самоподруливания
(платформа ZX - и дизель, кстати, тоже - аналогична Peugeot
306). Это, наконец, комфорт и практичность.
И все же, если Вам достался 1991 года выпуска, следует знать, что
придется иметь дело с набором "сырых" технических решений.
Что касается двигателя 1,6 л, то у него не исключены проблемы с
инжекторной системой питания и повышенный расход масла на угар,
из-за которого, возможно, потребуется замена поршневых колец.
Об особенностях ремонта можно сказать лишь то, что Citroёn ZX
не получил фирменную гидропневматику, и поэтому его подвеску можно
ремонтировать самостоятельно. То же касается тормозной системы,
но вот случись что-нибудь с двигателем, то скорее всего придется
обращаться к специалистам.
Ржавчина для ZX - тема запретная. Во-первых, часть кузовных
деталей имеет заводскую оцинковку. Во-вторых, само лакокрасочное
покрытие выполнено качественно и "стареет" равномерно.
А прочность кузова и безопасность пассажиров обеспечивают стальные
балки защиты в каждой двери. К сожалению, общее качество сборки
первых экземпляров Citroen ZX высоким не назовешь. Но к 1994
году инженерам удалось избавиться от большинства "детских" болезней.
Электрооборудование - источник постоянной головной боли. То лампочка
не горит, то дворник не работает. Причем состояние электрики мало
зависит от пробега, гораздо больше - от условий эксплуатации. Почаще
мойте машину зимой и не забывайте каждую весну проверять разъемы
в самых "рискованных" местах. На многих ZX после
пробега 150-200 тысяч км начинает барахлить спидометр. Причина -
в сломанном редукторе тросика (новый стоит около 15 у.е.).
Рекомендация по эксплуатации дизельного ZX одна - вовремя
меняйте антифриз и ни в коем случае не допускайте перегрева. Особенно
на турбодизеле. Иначе последствия для семейного бюджета будут катастрофическими.
На Citroen ZX устанавливались точно такие же трансмиссии,
как и на моделях AX и BX. Стандартно - механические. "Автомат"
предлагался для всех бензиновых моделей, кроме 1,1 и 1,4 л.
На автомобилях первых лет выпуска довольно
быстро изнашивались шестерни первой передачи и заднего хода. Синхронизаторы
пятой передачи - на пробеге примерно в 120.000 км. В других зубчатых
соединениях выходили из строя зубья венца маховика. На некоторых
машинах 1996-1997 гг. выпуска плохо закреплена рукоятка рычага КПП,
из-за чего возникает шум при переключении.
Подвеска - гидропневматики, как мы уже говорили, здесь нет. Передняя
подвеска - стойки McPherson, задняя - торсионная. "Ситроеноводы"
со стажем именно по этой причине недолюбливают ZX. Новички
- именно поэтому и покупают. Традиционное устройство позволяет по-прежнему
ремонтировать ее в гараже. А пассивно-подруливающая задняя подвеска
Citroen ZX дает возможность проходить повороты на большой
скорости и с минимальными кренами. Правда на самых дешевых ZX
1,1 нет стабилизаторов поперечной устойчивости.
Гидроусилитель руля устанавливался лишь на некоторые ZX.
Тормозная система, из-за отсутствия гидравлики, опять-таки традиционная,
но жаловаться на эффективность не приходится. Тормоза на базовых
моделях не имели усиления.
Усилители и ABS - прерогатива дорогих версий ZX. Передние
тормоза - дисковые на всех модификациях, а начиная с 1,6 "бензин"
- вентилируемые. Сзади везде стоят барабаны, кроме двухлитровых
бензиновых версий.
Стандартный размер шин - R13. R14 предлагались только для бензиновых
версий начиная с 1,6 л. Для 2,0 16V - даже R15. ZX не терпит "разношинницы",
поэтому сразу после покупки займитесь заменой покрышек. Подвески
всех моделей концерна PSA в те годы настраивались специально
под резину Michelin, и фирма никогда этого не скрывала. Использование
любых других шин неизбежно влечет ухудшение ходовых качеств. Особенно
это касается задних колес: подвеска с самоподруливающим эффектом
и "нештатные" покрышки в экстренной ситуации могут сослужить
дурную службу. Дорога есть дорога.
|
Что выбрать? |
При покупке
бензинового ZX лучше избегать "крайностей" - самых
слабых и самых мощных. Оптимальный вариант - 1,4 моно или 1,6. Благо,
они и являются самыми распространенными на рынке. Правило N2 - избегать
машин первых лет выпуска.
И все же Citroen ZX - отличный вариант для покупки. Найти
что-либо более свежее и комфортабельное по такой привлекательной
цене трудно. Несмотря на все отзывы злопыхателей, Citroen
всегда остается Citroen. Даже в маленьких и доступных автомобилях.
Но лучше все же выбирать среди машин, выпущенных после июля 1994
года, то есть после модернизации. Проблем с запчастями нет, особенно
если учесть, что по многим позициям автомобили Citroen унифицированы с Peugeot.
|
|
|
| |
|